"Там я видел также множество голов различных животных, насаженных на палки, сколоченные в виде креста, и деревья, под которыми лежали луки, стрелы, старые металлические монеты, клубки ниток, кусочки тафты и медные котлы, в которых варят мясо. Я спросил, что все это означает, и мне ответили, что это место называется Кудошо, то есть место, посвященное Богу, куда они приносят свои приношения". (Лукка Дж. да. Отчет святой конгрегации // Северный Кавказ в европейской литературе XIII-XVIII веков. Нальчик, 2006. С. 53-54).
Цитата
Культ бога Созериса помимо основной своей ипостаси как покровителя хлебопашцев, почитался как защитник мореплавателей.
"Созериса почитают мореплавателем, - писал Люлье, - и прибытия его ожидают морем. Есть еще поверье, что он отправился от берега по волнам моря пешком и точно также, пешком, возвратится". (Там же. С. 124).
По всей вероятности, именно Созереш (Созерис, Шеузерыщ) являлся главным покровителем черкесских мореходов. Путешественники, в основном останавливавшиеся в приморских районах Черкесии, как правило, обращали внимание именно на культ Созереша.
Так, Тэбу де Мариньи, около 1820 г. писал: "Сеозерес был большим путешественником, ему были подчинены ветры и воды. Он особенно в почитании у тех, кто проживает на морском побережье. Ствол сухого грушевого дерева, на котором остаются только обрубки сучьев, олицетворяет его; в каждой семье есть этот ствол, который держат во дворе дома; никто не дотрагивается до него, кроме дня праздника в его честь, который бывает весной; в этот день его опускают в воду, отмывают, насаживают на верхушку головку сыра и украшают маленькими свечками по числу собравшихся в доме гостей. Когда его так украсят, несколько человек берут его, чтобы с церемониями внести в дом, остальные встречают его на пороге дома и поздравляют со счастливым прибытием. Его прибытию предшествует жертво-приношение и приготовления к большому пиршеству. Едят и пьют в течение трех дней, а в промежутках просят Сеозереса защитить от разрушений, приносимых водой и ветрами. По окончании праздника делят между гостями головку сыра и другие кушанья, дерево выносят из дома: все общество провожает его, желает ему счастливого путешествия, а затем его забывают до следующего года". (Мариньи Т. де. Путешествия в Черкесию // АБКИЕА. С. 304).
В 1832 г. некий N. N. прямо называет Созереша покровителем мореходов. (N. N. Религия закубанских черкесов // Телескоп. Журнал современного просвещения, издаваемый Николаем Надеждиным. Ч. 8. М., 1832. С. 126-131).
Эдмунд Спенсер также получил впечатление, что именно Созереш является главным национальным божеством Черкесии: "Самым могущественным среди этих святых является Сеозерес, у которого находятся в подчинении ветры и воды. Его почитают с особым почтением те, кто живет недалеко от берега моря; и также пастухи, так как Сеозерес - защитник стад мелкого и крупного рогатого скота ... высохшее грушевое дерево украшают гирляндами цветов и различными другими украшениями, как май- ское дерево. Огромный творог или сыр прикрепляют к верхушке; и несколько свечей, по числу приглашенных гостей (праздник обычно проводят в доме вождя или одного из старейшин), держат зажженными здесь и там над деревом. Так как чисто- плотность считается добродетелью среди черкесов, символ святого прежде, чем украсить, очень заботливо моют в самой чистой весенней воде. Когда все готово, его торжественно вносят в дом одного из старейшин; и так как святой мыслится как великий мореплаватель и путешественник, его символ приветствует овациями вся компания". (Спенсер Эд. Путешествия в Черкесию. С. 107-108).
Дж. А. Лонгворт описал обряд почитания Сеозереса, символом которого являлся Т-образный крест, установленный в священной роще. (Лонгворт Дж. А. Год среди черкесов / Пер. с англ. В. М. Аталикова. Нальчик: "Эль-Фа", 2002. С. 426).
Если Т-образный крест в черкесской традиции являлся символом именно Сеозереса, то становится понятно, почему именно такой формы кресты устанавливались по всему побережью от Анапы до Адлера.
Ж.-Б. Тавернье в своем описании религиозных обрядов Черкесии в XVII в. описал "крест в форме молотка". (Тавернье Ж.-Б. Шесть путешествий в Турцию, Персию и Индию в течение сорока лет // АБКИЕА. С. 78.).
Эдмунд Спенсер в 1836 г.: "Один или два раза я наблюдал эмблему, когда проходил через их священные рощи, в долине Адлера, более похожую на Т, чем на крест; говорили, что она была чрезвычайно древней". (Спенсер Эд. Путешествия в Черкесию. С. 109).
У Леонтия Люлье в 40-е годы XIX в. отмечается факт существования именно Т-образных языческих крестов, разложенных перекладиной вверх и вниз, как придется, в священных рощах (Люлье Л. Я. Верования... С. 122).
В этом плане Черкесия сближается со Скандинавией, где "использовался друидический крест Тау в форме буквы "Т", который символизировал молот бога Тора". (http://www.iisusbog.com/page51.htm).
"Названный по имени греческой буквы "тау" или "Т", этот трехконечный вариант креста одно время обозначал друидического бога дерева. Дубовые бревна очищались от ветвей и скреплялись вместе, образуя деревянного идола, которого друиды звали Т(х)ау". (http://allsymbols.ru/simvoly-simvolov/tau-krest.html).
В истории черкесской мифо-религиозной традиции культ бога-громовержца выделяется как совершенно особый по статусу культ, приближающийся к верховному богу - Тхашхо. Погребальный обряд, известный как воздушное погребение, бытовал в стране черкесов на протяжении нескольких тысячелетий - вплоть до XIX в. Данный обряд был частью общей системы представлений, связанных с культом Шибле. В этом плане неслучайным обстоятельством представляется широкое распространение в погребальной обрядности меотов первых веков нашей эры Т-образных катакомб. (Абрамова М. П. Курганные могильники Северного Кавказа первых веков нашей эры // Северный Кавказ и мир кочевников в раннем железном веке. Сборник памяти М. П. Абрамовой. М., 2007. С. 28, 48-51).
Ребел, а что, я что-то другое сказал? Я сказал что "Кадош" это "Ра дочь". Хатхор(Херу) это дочь Ра. Какая разница, что там арамейцы в алфавите заменили, смысл они не смогли поменять. Отправлено с Нафаней.
Значение слова Дольмен. Европейцы настаивают, а наши учёные соглашаются с тем, что слово – Дольме́ны происходит от (брет. taol maen — каменный стол). Сокращение брет. расшифровывается так - Брето́нский язы́к (самоназвание Brezhoneg) относится к кельтской группе индоевропейской семьи языков. Вроде всё логично. Дольмены действительно сделаны из камня. Но, кое-что смущает: 1. Слово taol произносится как Тауль, а слово maen – как Мэен (озвучка в онлайн переводчике Google), то есть, существует утверждение, что слово Таульмэен трансформировалось и стало звучать в России как слово дольмен. Запоминаем данную научную мысль. 2. Кстати, интернет переводчики не переводят такие слова как tаol, tol, men и maen с бретонского и французского языков. Моё утверждение легко проверить. Ладно, идём дальше. В интернете общедоступна следующая информация: 1. Вопрос – сколько лет дольменам? Ответ: Возраст дольменов – от 2000 до 10000 лет до н.э. (я пока не буду спорить о точности); 2. Вопрос – языки каких цивилизаций в этот период времени мы знаем? Ответ: Список самых древних языков Шумерский язык – 2900 лет до н.э. Египетский – 2700 лет до н.э. Аккадский – 2400 лет до н.э. Эблаитский — 2400 лет до н.э. Эламский — 2300 лет до н.э. Хурритский – 2200 лет до н.э. Хеттский – 1650 г. до н.э. Источник: http://xn--80aa1bj.xn--p1ai/1283-samye-drevnie-yazyki-i-ih-slova.html#ixzz3K5pxDBX8 Follow us: @naparf on Twitter 3. Вопрос – возможно ли происхождение слова дольмен из перечисленных языков? Ответ: - Шумерский язык – Дуль (складывать вместе), Мен (глагол действия, делать), Дульмен; - Хеттский язык – Да (давать), Ал (преподносить), Мен (думающий, созидатель, создатель) Даалмен; В эфире шоу-программа «Кто хочет стать миллионером?». Вопрос на 1 млн.руб. От каких слов произошло название мегалитов Северного Кавказа? 1. Таульмэен (каменный стол) 2. Дульмен (складывающий вместе) 3. Даалмен (данный создателем) 4. Дольмен (сделанный думающим создателем (каменщиком)). Учёные дольменведы упорно настаивают на варианте 1. Верим дольменведам, не верим криптологам, обращаемся к лингвистам и ещё раз проверяем. Man – men (мужчина – мужчины) лат. mens, род. п. mentis "ум, мышление, разум". Сравним шведское MENA – думать, исландское MENING – культура (культура в понимании исландцев – это когда люди что-то соображают и усиленно думают). Шведское слово MAN – человек – этого же происхождения; человек – это тот, кто может думать. Этот корень есть во всех без исключения индоевропейских языках и в этих же самых значениях. Обратимся к словарю Даля. ДОЛЬ ж. сев. долина, длина. Десятина долью 60, поперечью 40 сажень… Долевое правило, у каменщиков брусок, линейка, для тески и кладки по прямой черте… Доловни ж. мн. южн. доле, доли, низ, пол, земь, земля… Яндекс.Словари › Толковый словарь Даля. — 1863—1866 Ученые-лингвисты из Университета Рединга выделили 23 слова, которые содержались, как минимум в четырех евроазиатских языках, оставшиеся со времен Ледникового периода: «ты», «я», «нет», «тот», «мы», «дать», «кто», «этот», «что», «мужчина» (man-men), «вы», «старый», «мать», «слышать», «рука», «огонь», «тянуть», «черный», «течь», «лай», «зола», «червь», «плевать». Получается, что дольменведы против лингвистов и криптологов. Вывод – Ребята, по-моему, дольменведы нас дурят!
Сообщение отредактировал Anami121 - Среда, 26.11.2014, 00:06
Это все красиво, сам когда-то выдвигал теорию, что слово дольмен происходит от праиндоевропейского( и даже кавказского) сочетания мужского и женского так сказать йонилинга - дол - наше доля (подробно не буду сл. Додола, груз. Дали, инд. Бхага (Доля), и мужское - мен и у индоевропейцев и у кавказцев (ну и солнце и луна соответственно). Вот только само слово дольмен для обозначения кавказских мегалитов впервые употребляют лишь третей четверти 19 в. А.П. Берже и А.С. Уваров. П.С. Паллас, Тебу де Мариньи, Дюбуа де Монпере, Дж. Белл, У.Симпсон в 18-19вв. называли их просто -Tomb (гробница), инженер Гилев, полковник Н.Л. Каменев так же, только по русски. Так что для Кавказа слово дольмен - ИСКУССТВЕННО СОЗДАНО в конце 19в. В Европе 19 в. и среди ученых очень популярны были байки о том, что мегалиты, в том числе и дольмены построили друиды. Отсюда и искусственно созданые французским археологом Бодэном ( само бретонское народное называние дольменов другое), "кельтско-друидические" названия для этих памятников. Причем в некоторых трудах можно встретить и такие написания первой части слова - tol, dol. Поэтому считается, что археологи в своих искусственных построениях не точно воспроизвели это бретонское слово. Примечательно другое, в одной из средневековых бретонских хроник мне встретилось и само слово Dolmen, причем не созданное из двух половинок, правда означает оно не мегалитическую гробницу, а благо, свет.
Добавлено (26.11.2014, 10:36) --------------------------------------------- Предлагаю еще одно, христианское название дольмена - камень Иакова.
Мудрецу есть чему поучиться у лучника. Не попав в цель, тот ищет причину в себе.
Вообще, кто первый так обозвал каменные гробницы история темная.Есть еще и такая версия: "French (introduced in 1792 as a technical term by Théophile Malo de La Tour d'Auvergne-Corret, French soldier and antiquarian ), either from Cornish dolmen, form (with grammatical mutation of the initial consonant) of tolmen, dolmen, literally “hole of stone” (Cornish tol, hole (since people or animals can pass under a dolmen); akin to Welsh twll and Old Irish toll + Cornish men, stone; akin to Breton maen; see menhir), or from misinterpretation of Breton *daolvaen, form (with grammatical mutation the initial consonant) of *taolvaen, literally, “table of stone” (Breton taol, table from Middle Breton, from Latin tabula, board + Breton maen, stone; see menhir)". Т.е. от корнуэльского tol - отверстие + men - камень. Мудрецу есть чему поучиться у лучника. Не попав в цель, тот ищет причину в себе.
Не помню где читала и как правильно передать прочитанное. Напишу смысл. Прометей подаривший людям огонь, как раз обитал чётко в районе протяжения черноморских дольменов.
Прометей подаривший людям огонь, как раз обитал чётко в районе протяжения черноморских дольменов.
Что обитал утверждать не буду, но и эта мифологема, как и миф о циклопе Полифеме и Одиссее, самошествующей корове, гибели Ахилесса от раны в ногу и многое другое, заимствованы греками с Кавказа- Малой Азии. Мудрецу есть чему поучиться у лучника. Не попав в цель, тот ищет причину в себе.
Сообщение отредактировал трикстер - Среда, 26.11.2014, 15:04
Так что для Кавказа слово дольмен - ИСКУССТВЕННО СОЗДАНО в конце 19в. Я конечно же знаю официальную версию создания слова дольмен. А может это миф? За мифом предполагается некоторая правда, породившая его реалию, но мы не верим ей, пытаясь обнаружить те события или факты, благодаря которым сложился тот или иной миф. В качестве правды, которую маскирует миф, предлагают: подлинные жизни исторических личностей, объективные социальные процессы и свойства человеческой психики. Всех материалистов объединяет одно: стремление видеть в мифе всё, что угодно, только не миф. Причиной возникновения научных мифов является стремление человеческого разума делать обобщающие выводы, не дожидаясь получения полной информации о изучаемом предмете. Мы привыкли с почтением относиться к научному знанию. Наше уважение и доверие к конкретному научному знанию тем выше, чем меньше мы сами знаем. Если специалист способен еще критически относиться к теориям, гипотезам и наблюдениям в своей области, то читатель, знакомый с этой областью знаний по общеобразовательным учебникам или популярной литературе, верит в полную надежность преподносимых ему сведений.
доверие к конкретному научному знанию тем выше, чем меньше мы сами знаем.
Как бэ я все труды указанных выше авторов знаю. И вот вопрос, почему Дж. Бэлл и пр. не использовали такое красивое слово дольмен? Которое, на мой взгляд восходит к ностратическому языковому единству.
Добавлено (26.11.2014, 11:40) --------------------------------------------- Знаменитый исследователь дольменов Кавказа краевед Шамотульский написал еще и такую версию -от тюркского "дольматос" - фаршированный камень. Так назвали дольмены тюркские племена увидевшие их на Кавказе.
Мудрецу есть чему поучиться у лучника. Не попав в цель, тот ищет причину в себе.
Вопрос с подвохом? Арабские цифры придумали в Индии около 1,5 тыс. лет назад. Изначально цифры состояли из отрезков, количество углов в фигурах соответствовало «номиналу». Позже отрезки сгладились, а цифры приобрели привычный нам вид. Арабскими они стали благодаря арабским купцам, которые возили в Европу свои товары. Один из самых известных правителей Португалии Генрих Мореплаватель выходил в море всего один раз. По сути, он был не «морским волком», а «сухопутной крысой». Мореплавателем его нарекли те, чьи экспедиции он финансировал для того, чтобы присоединить к Португалии как можно больше новых земель. Огромные каменные изваяния, которые нередко можно встретить на территории бывшего СССР называют «каменными бабами». Однако к женщинам эти идолы не имеют никакого отношения: статуи получили свое название от тюркского слова «предок». Изображают статуи по большей части мужчин, глав родов и племен. Морская свинка, как известно, не морская и не свинка. Свинкой она стала благодаря оголодавшим колонистам, которые высадились на берегах Перу, где этих грызунов откармливали до 2 - 3 кг и ели. Морской же она стала благодаря купцам, что привезли «заморского» зверя. Я не сомневаюсь, что "Дж. Бэлл и пр." умные люди. Я о другом. Почему вывод европейского ученого доминирует над "Знаменитым исследователем дольменов Кавказа краеведом Шамотульским"?
Добавлено (26.11.2014, 13:48) --------------------------------------------- В Геленджике (я здесь живу) бытует устойчивое мнение, что про магические свойства дольменов написано в шутку под коньяк. Так случилось, что у пары мужиков рядом с дольменом было захудалое кафе. Они решили его оживить. Как? Качнули мистическо-космическо-энергетическую тему. Народ повалил. Интернет запестрил гипотезами, в т.ч. и с подписями уважаемых ученых мужей. И дело не в том почему Дж. Бэллу не понравилось ностратическое языковое единство, а в том, что подавляющее большинство людей ему безоговорочно верят. А почему не Вам? Или мне? Или, опять же, Шамутольскому?
Сообщение отредактировал Anami121 - Среда, 26.11.2014, 13:57
Я не думаю, что абсолютно незнакомые друг с другом европейские исследователи, причем с абсолютно разными профессиями - разведчик, торговец, художник, историк плели заговор молчания против слова "дольмен". Просто в их время, оно действительно не применялось к данным сооружениям. А что касается Шамотульского, то в той же статье 1965г. он пишет, что есть всего две версии происхождения дольменов - что их построили либо финикийцы, либо киммерийцы в 1 тыс. до н.э. Что как бы не очень вяжется с тем, что мы знаем о дольменах.
ЦитатаAnami121 ()
бытует устойчивое мнение, что про магические свойства дольменов написано в шутку под коньяк.
Увы лавры гениальных прохвостов им не получить. Ничто не ново под луной. Пальму первенства можно отдать бретонским крестьянам и не только 19-20вв. но и средневековья, а от них и тем кто построил дольмены. Они просто использовали то, что существовало тысячи лет. И те же черкесы по словам Тебу де Мариньи лечили пребыванием в дольменах лихорадку. Мудрецу есть чему поучиться у лучника. Не попав в цель, тот ищет причину в себе.
В азербайджанском языке слово долма обозначает… ну, в общем, вы и сами знаете что. Как раз то, что изображено на этой картинке. Но когда и где, кто мог придумать порубить фарш и слепить из них маленькие фрикадельки, когда эти комочки фарша обрели свою гениальную оболочку – виноградный лист? Давайте вернёмся во времена незапамятные, когда древние тюрки стали продвигаться с Востока на Запад. Ведущие кочевой или полукочевой образ жизни люди часто оставались один на один с далеко недружелюбным к человеку ланшафтом. Такие условия и в страшном сне не могли присниться ни одному представителю оседлых народов: степь, сильный ветер, рвущий из рук надежду развести огонь, снег, холод, голод и абсолютно немедленная необходимость в сытной пище – просто для того, чтобы выжить. Да, далеко не всегда у кочевника имелись условия для приготовления горячей пищи, а ещё чаще под рукой имелся единственный продукт – мясо. Не в таких ли экстремальных условиях у человечества впервые родилась идея мелко порубить мясо? Порубить, чтобы его можно было съесть… сырым? И если вдруг, кому-то удавалось развести огонь за то время, пока остальные рубили мясо мечами для себя и своих детей, идея взять немного этого холодного, замерзающего фарша, положить его на конец меча и протянуть его к огню просто не могла не возникнуть!
Никто в этих дольменах не жил, не ходил во времени и не общался с космическим разумом вселенной. Это хранилища глютено-калликреиновой смеси с геноматериалом упырей (они же "боги", "творцы", "кащеи", "демиурги"... в "посвященных" кланах их и сейчас "бессмертными" зовут, хотя смертны, просто век длинен)... В общем, все эти дольмены, кромлехи, менгиры, пирамиды-саркофаги, истуканы и каменные бабы - контейнеры биоматериала нелюдей. Для сегодняшнего затваривания людей. Соответственно те, кто дольменоманию сейчас раскручивает, выполняет эту же тварную программу.