Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2010 » Декабрь » 14 » Кудепстинский "культовый" камень
22:03
Кудепстинский "культовый" камень


Кудепстинский жертвенный или культовый камень был известен жителям давно под именем «черкесского камня». Он в конце шестидесятых (1966 г.) был обследован археологами Инал-Ипа и Орелкиным, которые провели так же раскопки вокруг камня. Описание камня дано также в книге Ю. Воронова «Древности Сочи и его окрестностей» изданной в 1979 году Краснодарским книжным издательством.
Раскопки, проведенные Орелкиным, показали, что перед камнем имеется вымостка из плоских камней и круглый камень, на котором длительное время разводили огонь. Воронов указывает также фундамент средневекового строения, которое, по его мнению, к камню никак не относилось. Инал-Ипа полагал средневековый возраст камня, но Воронов и Марковин отнесли его по внешним особенностям к мегалитическому времени. Последнее более вероятно, так как черкесское население не делало лунок на камнях, по крайней мере, сведений об этом не имеется, в то время как на камне их немало.
Камень находится недалеко от жилых домов Кудепсты, в пятнадцати – двадцати минутах ходьбы от бывшей школы-интерната. К нему можно подъехать и на машине, но только вездеходе. Координаты камня по GPS N-43 град. 30 мин. 38,9 сек.; EO - EO – 9 град. 53 мин. 35,5 сек. Высота над уровнем моря 162 м. (плюс-минус 14 м).
Камень расположен на левом борту балки, склоны которой сложены породами Кудепстинской свиты, то есть переслаиванием глин, алевролитов и песчаника, образущего пласты мощностью от 1,5 до 5 метров. Песчаник железистый и на поверхности принимает темно-бурый цвет, на свежем сколе красновато-серый.  Встречаются также участки и с серо-желтым цветом, содержащие, по-видимому, меньше железа. Структура песчаника в большинстве пластов массивная, в результате чего он раскалывается на изометрические глыбы , но встречаются и участки слоистого песчаника, раскалывающиеся естественным образом на плиты разного размера .
Из-за разной устойчивости пород к выветриванию, склон представляет собой уступы, образованные выходами песчаника и более или ровные площадки, на одной из которых и находится культовый камень .



Сегодня вымостка и камень-очаг не видны, возможно их снова занесло грунтом, а от средневекового фундамента осталось несколько камней. Территория, где находится камень относится к Кудепстинскому лесничеству которое высаживало здесь экзотические деревья – пробковый дуб, туи, тисы. Группы этих деревьев можно увидеть вблизи камня. Сам камень находится на краю рощи пробкового дуба.  В метрах двухстах к северу по дороге, сразу после перехода через ручей, справа выход минерального источника с железистым вкусом, но не газированного.



Сам камень представляет собою глыбу песчаника, треснувшую почти по диагонали.  Глыба в плане имеет четырехугольную форму размерами 4,6 на 4,4 метра. Торцы глыбы ориентированы приблизительно по странам света. Глыба по высоте ассиметрична – южная сторона поднята на высоту 1,6 метра, в то время как северная имеет высоту 0,9 м. Уклон неравномерный – южная сторона поднимается гребнем, затем резко опускается до 1,2 метра и северный край понижается еще до 0,9 метра. Обработана только восточная половина камня, остальная часть и торцы не обработаны.



 На восточном обработанном торце выбиты два сиденья, разделенные «подлокотником. Размеры сидений – 75 см по ширине и 45 см глубиной. Сиденья направлены по азимуту 60 град. Предполагается, что на точку восхода солнца в дни зимнего солнцестояния. За сиденьями находится плохо обработанная площадка, наклоненная в сторону сидений. Площадка имеет длину 1,95 м и ширину 0,9 метра. Площадка огорожена с трех сторон «бортиком» высотой 15 см.



Воронов и Инал Ипа предположили, что площадка предназначалась для отпевания покойного, что трудно себе представить, поскольку последний мог скатываться по наклонной прямо на спины отпевающих его сидящих жрецов. Поэтому Инал-Ипа предположил, что был и бортик над сиденьями, но стерся или был сбит позже. Предположение, по-моему, не выдерживает критики – следов уничтожения бортика не видно. За бортиком имеется неширокая площадка, переходящая в площадку с северной стороны возле сиденья. Площадка имеется и с южной стороны возле сиденья. Вокруг камня на некотором расстоянии находятся еще песчаниковые глыбы разных размеров.
На самом камне и на камнях вокруг найдены лунки различной формы. Одна лунка находится на камне сразу за западным торцом Кудепстинского камня . Лунка овальная чашеобразная. Кроме того, на групной глыбе кубической формы на расстоянии метров двадцать к западу от Кудепстинского камня на верхней плоскости выбиты две чашевидных лунки.
Самой крупной лункой является круглая конусовидная лунка на площадке возле северного сиденья . Она имеет диаметр 17 см, при глубине 8 см.



 Остальные лунки меньшего размера – от 3 до 6 см в диаметре и 2-3 см глубины. С южной стороны на площадке возле южного сиденья выбита круглая чашевидная лунка, а под ней на торце еще одна чашевидная лунка .
На гребневидном возвышении на южной стороне камня выбиты пять чашевидных лунок , края которых значительно затерты. Поэтому лунки трудно разглядеть.
На южном торце выбиты две чашевидных лунки и одна – на западном торце .
На бортике окаймляющем площадку за сиденьями вбиты четыре листовидных лунки, одна на передней стороне и три – на задней .



Особый интерес вызывает символ, называемы «птичьей лапой», «петушиной лапой» или «трезубцем». Этот символ посвящен Великой матери индоариев, дающей жизнь всему живому. На так называемых «царских печатях» Крита также изображен этот символ. Такие знаки обнаруживаются и на многих камнях Русской равнины и Урала. Однако существуют достаточно сомнительные признаки: знак выглядит очень уж свежо и ни Воронов, ни другие исследователи о нем не упоминают.



 К сожалению, качество приводимых в интернете фотографий таково, что разглядеть, есть ли знак на этих снимках, или нет, мне не удалось. Но в интернете на сочинском сайте http://www.rukurort.ru/index.php?id=289 Трон Великой матери, утверждается, что Кудепстинский камень является местом поклонения Великой матери. Правда, там ни слова не сказано о трезубце. Вот я думаю: а не являются ли авторы этого сайта одновременно и авторами трезубца?

Валентин Кимбер.
Просмотров: 8994 | Добавил: malder | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 10
9 Zmeiuk  
Я забыл как фотки вставлять((

10 malder  
0
Если со своего компа, то через сторонний фотохостинг. Например этот http://savepic.org/index.php 
Если из интернета, то копируете адрес картинки, нажимаете синий квадратик в редакторе сообщений и вставляете туда ссылку. 
А вообще, если есть желание обсудить этот камень, можете открыть тему на форуме.

5 Zmeiuk  
Ребят,ездил я к нему,и вот к какому выводу пришел.Может я и не прав,короче говоря это неоконченная заготовка дольмена.Посудите сами между так называемыми сиденьями перемычка чтобы не расколоть камень,потом когда выдалбливалось все под дольмен она убиралась..ну как то так)))просто с этой точки зрения не кто еще не смотрел))

6 malder  
0
Ну а что, не лишено смысла smile Действительно, такой версии не попадалось, надо обдумать...

7 tager  
0
а какая часть дольмена там выдалбливалась? да и смысла большого в той перемычке нет.. такую толщину камня непросто расколоть.. ну, ежели целенаправленно не бить по нему кувалдой.. а от кувалды перемычка не спасет.. да и обрабатывали камни более тонкими инструментами..

4 malder  
Quote
ты много знаешь на дольменах именно ровных поверхностей?

Ну, разве что, пяточные плиты biggrin Хотя почему ?... Многие крышки именно ровные, хотя и не горизонтальные.
Да я в общем-то и не спорю с ритуальным назначением в данном случае. Просто трудно удержаться от аналогий там, за океаном smile


3 Rebel4681  
Малдер, ты много знаешь на дольменах именно ровных поверхностей? Именно часто кривые или криволинейные! Жертвоприношения возможны вполне, но скорее это было именно "провождение" wink

1 Rebel4681  
С логином "Поляна" человека с того форума звали Валентин. Он краснополянский, лично случайно встречались на поляне пару лет назад. Мое мнение - ложе на камне и бортик вполне очевидны и усопший никуда бы не скатывался ибо он уже как бы не живой и неспособен ворочатся, а уклон там небольшой. День восхода Солнца 55 град - очевиден. Лунки на левой стороне есть, на правой ... так себе кроме большой и спорной. Техника вроде дольменная, а дольменов рядом нет ни в Кудепсте, ни в Хосте не взирая на наличие выходов песчаника.

2 malder  
Ага, я его профиль смотрел. Но "Валентин" - маловато для авторства biggrin Ну да ладно...
Так думаешь, этот камень - типа алтаря ?
Quote (Rebel4681)
усопший никуда бы не скатывался ибо он уже как бы не живой и неспособен ворочаться, а уклон там небольшой.

А зачем вообще этот уклон ? Трудно, что-ль было ровный стол сделать ?
А может, это для жертвоприношений ? Типа, чтоб кровь лучше стекала ?... Вот интересно, были ли в старину на Кавказе человеческие жертвоприношения ?

8 Zmeiuk  
Ну ,дольмены могли и не сохраниться,кстати говоря.Там (ну почти рядом)находились древние поселения(адыгов-шапсугов)..вполне могли  разобрать) sad

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск
Календарь
«  Декабрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика