Змееногие персонажи нигде они не получили столь широкого распространения, как в Северном Причерноморье.Змееногая богиня — родоначальница скифов, была божеством земли — Апи, так как змеи символизируют землю, и являются образом оплодотворяющего землю небесного огня — молнии.
Имя скифской богини Апи, возможно, происходит от слов пра-индоевропейского языка, ведического санскрита означающего — апи — abhI – подниматься (о солнце), достигать верха, верхние, небесные, или эфирные воды, которые следуют по путям богов. На санскрите - апи-пад — abhi-pad - подойти к (божеству) с мольбой, падая ниц. Апам Напат — apām napāt – «Потомок Вод». Ахи — ahI (ahyas, ahInAm) — змея, демон, которого победил Индра (RV. х, 138, 144 и 1, 4), змея — олицетворение неба и земли. ( источник: Словарь ведического санскрита
http://www.sanskrit-lexicon.uni-koeln.de/cgi-bin/tamil/recherche )
Диодор Сицилийский повествует о том, что скифы произошли от совокупления Зевса со змееногой богиней; а по рассказу Геродота, оплодотворяющей мужской силой скифской змееногой богини был Геракл. Оба греческих автора подставили привычные для них греческие мифологические образы в скифские легенды.
На конском налобнике из кургана в селе Цымбалка изображена змееногая богиня, та самой, которая почиталась в Гилее. Она одета в строго стилизованную одежду, на голове её калаф с вырастающей из него пальметкой.
Начиная от бёдер змееногой богини, изображены три пары, поднимающихся на длинных змеиных шеях, голов львиного грифона, орлиного грифона и змеи.
В этом изображении змееногая скифская богиня напоминает богиню Кибелу, владычицу зверей.
В скифских курганах встречаются золотые бляшки с изображением крылатой женской фигуры с тремя парами завитков и пальметкой вместо ног. Простёртыми в стороны руками она держит концы стеблей или змей, вырастающих из нижней пары побегов.
В керченском кургане Куль-Оба найдено изображение змееногой богини, которое отличается от изображения, найденного в кургане в Цимбалке.
Богиня земли Апи предстаёт в калафе, священном уборе, символизирующем плодородие земли, и в длинной одежде из тонкой летящей ткани, подпоясанной в талии. Из-под пояса женщины тянутся, поднимаясь вверх на длинных шеях, головы двух львиных грифонов и двух змей. За плечами богини, как крылья, поднимаются длинные шеи с головами рогатых грифонов. В одной руке богиня держит акинак (кинжал), а в другой — отрубленную бородатую голову.
Крылатая богиня на бляшке из кургана «Большая БлИзница», у деревне Стеблиевки на Таманском полуострове (Кубань)
На Таманском полуострове в кургане Большая Близница образ богини Апи ещё больше изменился, её ноги изображены в виде крылообразных завитков платья или листья растений, а вместо рук — большие крылья, поднятые, как руки вверх, на голове богини калаф, как у греческой богини земли Деметры.
Такие образы змееногой богини часто встречаются на Боспоре, в Херсонесе в резных деревянных, каменных или гипсовых изображениях на саркофагах, на ритуальных чашах. Например, под ручкою большой серебряной чаши из кургана Чертомлык мы видим богиню с поднятыми вверх руками.
Под влиянием греческой культуры изменился облик скифской змееногой богини земли Апи. Во Фракии в мавзолее кургана Свиштари богиня Апи предстаёт в элегантном греческом платье, края которого волнами поддёрнуты кверху и уж нет никаких голов змей и грифонов.
Богиня Апи изображена с поднятыми руками, как богиня земли Табити, встречающая души, вернувшиеся домой, после долгого скитания на земле. «Мать-Сыра-Земля представлялась воображению обожествлявшего природу славянина-язычника живым человекоподобным существом. Травы, цветы, кустарники и деревья, поднимавшиеся на ее могучем теле, казались ему пышными волосами; каменные скалы принимал он за кости, цепкие корни деревьев заменяли жилы, кровью земли была сочившаяся из ее недр вода. «Земля сотворена, яко человек» (А.А. Коринфский)
Змееногая богиня скифов со временем меняет свой облик, на золотой бляшке их Херсонеса она изображена крылатой, летящие края платья загнуты вверх, напоминая изогнутые шеи грифонов и змей. В руках змееногая богиня крепко держит двух змей за головы.
некрополь Пантикапей — рисунки богини земли, нанесены красной охрой
Образ женского земного божества скифов, владычицы зверей и змей близок малоазийской Кибеле. Он появляется в предметах явно не Причерноморского происхождения, схожих по форме с ионийскими.
Влияние культа Кибелы, прослеживается в изображении скифских звериных образов, подчиняющихся сильной руке властной богини.
Одним из примеров может послужить изображение на зеркале из кургана Келермес, где богиня владычица змей, держит в руках двух леопардов.
В изображении из Александропольского кургана предстаёт крылатая Богиня, в калафе на голове, с двумя животными по сторонам. Несмотря на грубость и бесформенность изображения, в этой богине можно узнать характерные черты владычицы зверей, великой матери богов, культ которой был распространен в греческих колониях Причерноморья и проник в Скифию.
Змееногая богиня окружена головами грифонов, геральдически обращёнными в противоположные стороны. Скифская богиня, подобна Кибеле, держащей львов, она попирает ногами две драконьи головы и держит за рога головы двух драконов.
Сопоставления образов богинь указывают на близкое родство змееногой прародительницы скифов и покровительницы семьи и домашнего очага Табити, с богиней земли и плодородия Апи, которая так же мыслилась родоначальницей скифов.
Найденная в 1946 г. в Херсонесе терракотовая пластинку с изображением змееногой крылатой богини увенчана бычьей головой в головном уборе богини земли — калафе. Ноги божества земли переходят в растительные завитки, концы которых с листьями и цветами схвачены, раскинутыми в стороны руками богини. Божество олицетворяет природу и её плодоносящие силы, которым покровительствует богиня Апи.
Образ таврского божества, отражает тот этап религиозного мышления, когда антропоморфное женское божество — это ещё матриархальная богиня, родоначальница скифов, предок и властительница всего живого и мертвого, олицетворение всей природы, а не только людей и животных.
Бычья голова божества указывает на культ почитаемого священного животного, то есть быка, который является звериным двойником и символическим образом богини земли. Культ таврского божества лёг в основу представлений жителей Херсонеса о богине — покровительнице города. В облике таврской девы антропоморфный образ божества оторвался от образа зверя.
Греки, поселившись на южном берегу Крыма, и познакомившись с таврским божеством, восприняли его, как образ весьма близкий религиозным греческим верованиям. Бык, как символ земли, был на монетах древнего Пантикапея (Керчь), с надписью «П-А-N». Буква «А» располагалась на монете над головой быка, причём перевёрнутая буква «А» была символом Быка, напоминала бычьи рога.
На юге Крыма, где владычествовало таврское божество, греки не только признали его, но и сделали его главным в своём культе, под именем Девы (Парфенос). Античные писатели отождествляют таврическую Деву то с Ифигенией, то с Артемидой. Первое из этих сравнений свидетельствует, что сведения о богине тавров рано проникли к грекам.
Эврипид в мифе об Ифигении рассказывает, что Артемида переносит Деву Ифегению в Тавриду и делает жрицей в своём храме. По сведениям Геродота, Ифигения в Тавриде стала не жрицей, а трёхликой богиней луны и ночных призраков— Гекатой, или двойником Артемиды.
В Херсонесе богиню Деву изображали, как греческую богиню охоты Артемиду, с луком в одной руке и, с занесённым для удара, копьём в другой руке. Рядом с Артемидой изображали оленя с ветвистыми рогами.
Образ владычице зверей,богини охоты Артемиды, отождествлялся с образом таврической Девы, свирепой и грозной воительницы, требующей крови чужеземцев, попавших в её страну.
На старинных великорусских вышивках можно увидеть традиционный образ змееногой богини в её руках птицы, рядом изображены драконы.
БЕРЕГИНЯ — божество оберегающее всё живое в природе.
Роженица — знаки плодородия — квадрат с 4 зёрнами — засеянное поле
Облик таврской Девы с её бычьей головой, змеиноподобными-растительными ногами и с крыльями, содержит черты скифского божества Апи, властительницы животных и покровительница плодородия земли. На рисунке квадраты с 4 точками — это магический знак «засеянного поля» — символ плодородия.
Атрибутами богини земли, символами плодородия и богатства были изображения курочки, сидящей на насесте, сопровождаемые звенящими колокольчиками, отпугивающими злых духов природы или охраняющими их грифонами. Такие украшения — обереги носили скифские женщины.
Черты богини-охотницы – это пережиток того периода, когда охота составляла основной вид деятельности. Антропоморфное божество ещё было неразрывно связано со своим предшественником — животным тотемом – священным быком. Звериный стиль, господствовавший в скифском искусстве, показывает насколько образы животных ещё не утратили своего культового и магического значения.
ПЕРВОИСТОЧНИК