[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Модератор форума: Rebel4681  
Форум » Дольмены Кавказа » Дольмены с точки зрения науки » Цербер (О собаках и мегалитах)
Цербер
КраснодарецДата: Вторник, 04.12.2012, 00:41 | Сообщение # 31
Группа: Проверенные
Сообщений: 235
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: Offline
Как тут интересно однако!Прочитав всё выше написанное я пришёл к выводу,что имела место некая идея вначале размышления о том,что дольмены-это своего рода замки в мир подземный,а охранником этого самого мира является наш четвероногий друг-собака.В некой интерпретации даже можно предположить,что наше причерноморье-это вход в тартар,который охраняет мифический пёс Цербер.Правда пёс один,а "будок" много.В общем я это как-то так понял.Честно говоря что-то есть в связи собаки с дольменами.(возможно это только моя склонность к некой мистификации).У меня отец даже на собачьей будке написал:"Дольмен №1".А ещё помнится Малдер камень нашёл похожий на голову собаки.Своего рода ЗНАКИ.Сразу почему-то вспоминается Алхимик Пауло Коэльо.Интересно,а могли ли древние до такой степени обожествлять собак,что даже строили им каменные будки?Или просто ритуально рядом с дольменом должна была находится собака?Интересная тема в общем.

Добавлено (04.12.2012, 00:41)
---------------------------------------------
Интересная статья касательно связи дольменов кавказа и киммерийцев.
Киммерийцы и дольмены Кавказа
Там и про собачек немного есть.

 
UlterseinДата: Воскресенье, 09.12.2012, 19:39 | Сообщение # 32
Группа: Пользователи
Сообщений: 657
Награды: 1
Статус: Offline
Quote (Краснодарец)
Правда пёс один,а "будок" много.

Щенки! cool
Quote
Цербер - это мифологическое существо, трехглавый пес с змеиным хвостом. И ни в одном мифе про его щеночков сведений нет. А жаль, такие собачки почище Лох-несского чудища будут!
 
Андрей_ВайрасовДата: Воскресенье, 09.12.2012, 22:37 | Сообщение # 33
Группа: исследователь
Сообщений: 1355
Награды: 3
Репутация: 4
Статус: Offline
Смотрю я сегодня иностранные новости. Репортаж назывался: "Тайфун в Малайзии". И обращаю внимание на бегущую строку внизу, глаголящую ту же фразу на английском. И если просто прочитать текст, не соблюдая правил произношений, то получится так: " Тифон в Малайзии". Для меня это было открытием...

Отправлено с Нафаней.
 
malderДата: Воскресенье, 09.12.2012, 23:00 | Сообщение # 34
Группа: Администраторы
Сообщений: 3577
Награды: 2
Репутация: 4
Статус: Offline
Quote (Мать:Годзиллы)
то получится так: " Тифон в Малайзии"

Ну правильно, слово тайфун и произошло от Тифона smile Тут другое интересно:
Quote
Тифон с Ехидной породили множество ужасных существ: Химеру, лернейскую гидру, псов Орфа и Кербера. Это существо, порожденное хаосом, несло в себе огромную разрушительную силу. От его имени произошло слово "тайфун".

http://godsbay.ru/antique/typhon.html
Оказывается Тифон - папа Кербера !


истина где-то рядом
 
UlterseinДата: Понедельник, 10.12.2012, 11:38 | Сообщение # 35
Группа: Пользователи
Сообщений: 657
Награды: 1
Статус: Offline
Quote
The English word typhoon could have originated from Arabic طوفان tūfān[2] from the verb tūfīdan (Persian: توفیدن/طوفیدن‎ means "to roar"[3]) - a cyclonic storm. Probably from sanskrit "tanun" meaning high or agitated winds. It also appears to be related in pronunciation to the Chinese word 大風 dàfēng meaning "great wind" as spoken in southern Chinese dialects such as Hakka and Cantonese.

wink
Quote
Тифона воспитывал Пифон - огромным змей, рожденный богиней земли Геей. Тифон представлен в легендах как существо с сотней драконьих голов, туловищем, подобным человеческому, покрытым оперением, вместо ног у чудовища были змеиные кольца. В некоторых источниках сообщается, что головы Тифона подобны человеческим, но он может воспроизводить крики животных.

Вообще-то Тифон и Пифон это разная озвучка одно и того же имени. Такое чередование начального П и Т встречается в диалектах. Пифон это всем знакомый питон (названный так именно потому). Греческая политеисттическая мифология так хе запутана, как любой политеизм, потому что опирается на устные сказания. Пифоно~ \ Тифоно~ махия распространялась в осн. популярностью оракулов из полу-семитских Дельф wink которые "дверь в подземелье". Пифо+ примерно переводится, как "смрад" или дуновение одуряющего газа. Как-то сразу вспоминаются впечатления на некоторых "местах измены"...
Однако к родословной пса и его потомства.
Кроме прочих хтонических чудовищ Тифону приписывают порождение псов Орфа
Quote
Орф, Орт, Ортр (O r t o z, O r t r o z) · двухглавый пес Гериона (Hes. Theog. 293; Apollod. II 5, 10), порождение Тифона и Эхидны, брат Цербера. От Орфа Эхидна родила Сфинкс (Hes. Theog. 326). Вариант мифа (Tzetz. Schol. Lycophr. 653): кроме двух собачьих голов, у Орфа еще семь глав дракона. Этимология имени "Орф" варьируется от простого эпитета Цербера ("ранний", "утренний", или "всегда-на-страже") до демона Вритры в мифе об Индре.
По Поллуксу (V 46), в Иберии, где имя Орфа Гаргеттий (или Тартеттий), у пса было святилище.

Добавлено (10.12.2012, 11:38)
---------------------------------------------

Quote
Как Геракл убил Орфа: Вскоре среди волн показался остров — и впрямь Багровый. Все на нем было окрашено в пурпурно-красный цвет: скалы, песок, стволы и листва деревьев…
"Вот он, остров Эрэфия,— сказал Гелиос.— Это и есть цель твоего пути. Прощай, Геракл, мне надо спешить. За ночь мне предстоит обогнуть всю землю, чтобы утром, как всегда, взойти на востоке на небо".

blink
 
Rebel4681Дата: Понедельник, 10.12.2012, 20:39 | Сообщение # 36
Группа: Модераторы
Сообщений: 1479
Награды: 3
Репутация: 3
Статус: Offline
Quote (Ultersein)
Насколько это достоверно? Про упоминание Аристотелем

Причем тут тибетский мастиф? ))) Причем у Аристотеля. Были собаки, которые пришли с аланами. В Испании их и называют по сей день Spanish Alano или Alano Espanol. Позже использовались испанцами в корриде (!). При завоевании обоих Америк этих собачек брали с собой и они отрывались на бедных индейцах. Позже из этой собачки в Америке получился питбультерьер ;).


«Археология занимается фактами. Не правдой. Забудьте все, что себе напридумывали о затерянных городах, экзотических путешествиях и откапывании мира.»
© Индиана Джонс
 
Андрей-ВайрасовДата: Понедельник, 10.12.2012, 20:39 | Сообщение # 37
Группа: Заблокированные
Сообщений: 726
Награды: 0
Репутация: 2
Статус: Offline
Обожаю этот форум... Я как лесник последнее время вмешиваюсь. Начал читать переписку за 20.12. в этой теме и сразу хочу сделать поправку, довольно существенную.

Фрицы не копали на Рюгене и не собирались. Они посылали радиосигнал вверх, на "внешнюю" оболочку Землю. Эти "ананербисты" считали что это они находятся внутри полой Земли. Это фактически доказано, так что забудьте про этих идиотов.
Еще раз: ФРИЦЫ ДУМАЛИ ЧТО ОНИ ЖИВУТ ВНУТРИ ЗЕМЛИ.

пошел читать дальше


И каждый день другая цель..
 
Андрей-ВайрасовДата: Понедельник, 10.12.2012, 20:39 | Сообщение # 38
Группа: Заблокированные
Сообщений: 726
Награды: 0
Репутация: 2
Статус: Offline
Malder, прочитал ссылку на "псов Аннуна". Если встречу афтара, познакомлю его наконец с четырехглазыми. Он видимо даже не знает о чем пишет.
Вторая пара" глаз" находится у них НАД глазами, а не ПОД, и они практически БЕЛЫЕ, чтобы ночью было видно, что собака НЕ СПИТ.
Материал в ссылке высосан из пальца, чмырим и цокаем языком.
Я вам расскажу про повадки Белой собаки, если будет интересно.


И каждый день другая цель..
 
Rebel4681Дата: Вторник, 22.01.2013, 18:08 | Сообщение # 39
Группа: Модераторы
Сообщений: 1479
Награды: 3
Репутация: 3
Статус: Offline
Цитата (Мать:Годзиллы)
ТО ОСНОВНЫМИ СЛОВАМИ В ТЕКСТЕ БУДУТ : ДОЛЬМЕН, СОБАКА, РЕБЕНОК.

Одно из вполне очевидных мест зарождения протозороастризма - Кавказское причерноморье. Как так вышло? На дольменщиков накатила примерно 2000 лет до н.э. трипольская культура. Трипольцы по своему восприняли идею дольменов, которые оказались очень даже похожими на их символ модели глинянного домика с рогами быка перед отверсием-входом. Парные изображения груди на фасаде прямо родственны двум богиням триполья. Изображения головы быка на перекрытии дольмена Пшады приводимое в последней книжке Валганова - сугубо трипольский символ и сделан по их традиции. Пробка с четырьмя выпуклостями на Пшаде (Цыганков аул) - копия трипольских сосудов с четырьмя (груди двух богинь) грудями. Какой мотив священной книги зороастризма - Авесты? С горы Меру течёт река Ардвисура. Такой же орнамент мы можем видеть на одном из дольменов, к сожалению уже уничтоженном. Какой ещё из основных символов зороастризма? Огонь (свастика само собой). Дольменообразные гробницы в Индии Брахмагири именно в форме свастики (так плиты сложены!) и оформлены. И в них как раз тот же оссуарий - костехранилище, принятый как в зороастризме, так и имеющийся у нас от Новороссийска до Абхазии в дольменах и дольменообразных гробницах, датируемый началом 2 тысячелетия до н.э. ( 1800-1400 лет до н.э. Колихо ). Для зороастризма собака (вернее даже в ритуале пара собак) - чрезвычайно священное животное, т.е. проводник, охранник и ловец душ "того мира". И в майкопской культуре и в новосвободненской (в дольменообразных гробницах) мы находим не только кости собак, но и серебрянные и бронзовые статуэтки. Под Новороссийском найдены и ритуальные захоронения собак относящиеся опять же к интересующему нас периоду. А что был ещё огонь? Дело в том, что в то время как на родственной территории Малой Азии, так и у нас (поселение Шепси тому пример) вполне вероятно совершался обряд захоронения, где была неполная кремация - огонь уничтожал (очищал) только плоть, далее погребальный костер заливался водой, кости собирались, очищались, омывались в вине и масле, а затем помещались в "каменный дом" (хетты).
Похоже таких "каменных домов" (дом трипольцев (тоже фанаты Великой Богини-Матери) + дольмен (алтарь богини-матери) = "каменный дом мертвых") гораздо больше у нас, чем оригинальных дольменов. Отличие есть конструктивное, но на первый взгляд всё очень похоже. Помимо прочего, эти ребята точно также уже хоронили и в дольменах - оригиналах и наносили на них уже свою символику. На Кавказе произошла похоже взаимная ассимиляция трипольцев и дольменщиков с получением третьего. Кто-то затем дошел и до Индии (12 век до н.э. - по крайней мере это у них стандартная датировка собственных мегалитических гробниц). Кто-то до Малой Азии. Кости в дольмене Колихо 1800-1400, т.е. 1400 оттуда (по крайней мере) ребята дёрнули. Вполне вероятно схожие даты будут и в Шепси.
Итак, с дольменом (дольменообразной гробницей с 2000 г. до н.э.) более менее понятно, с собаками вроде тоже, а что ребёнок? wink А ребенок-то рождается в лоне матери, что собой символизирует по факту "каменный дом" (в Брахмагири тоже есть круглые отверстия, правда закрывающиеся уже плоскими плитами, а не пробкой, точно также, как и у нас в дольменообразных гробницах).

Добавлено (22.01.2013, 18:08)
---------------------------------------------

Цитата (Мать:Годзиллы)
Если серьезно, какая связь у человеческих и собачих костей?

Курим внимательнее погребальный обряд зороастризма )))


«Археология занимается фактами. Не правдой. Забудьте все, что себе напридумывали о затерянных городах, экзотических путешествиях и откапывании мира.»
© Индиана Джонс
 
волчицаДата: Вторник, 22.01.2013, 18:51 | Сообщение # 40
Группа: Проверенные
Сообщений: 883
Награды: 1
Репутация: 3
Статус: Offline
жертвенник находится не далеко от основной группы,но гораздо ниже.

может для крови и органов?

Прикрепления: 0311391.jpg (406.7 Kb) · 0481214.jpg (378.3 Kb) · 0670726.jpg (464.3 Kb)
 
волчицаДата: Вторник, 22.01.2013, 18:54 | Сообщение # 41
Группа: Проверенные
Сообщений: 883
Награды: 1
Репутация: 3
Статус: Offline
Интересно,если подкапать... будет на череп похоже?

Прикрепления: 4688484.jpg (434.0 Kb)
 
Андрей_ВайрасовДата: Четверг, 31.01.2013, 23:01 | Сообщение # 42
Группа: исследователь
Сообщений: 1355
Награды: 3
Репутация: 4
Статус: Offline
И ДА СЪЕСТ ВАС СОБАКА



В погребальных обрядах современных зороастрийцев есть черты, идущие еще из каменного века. Мария Молина изучает, почему зороастрийцы считали необходимым быть обглоданными псами и стервятниками.

В 1961-65 годах англичанин Джеймс Мэллаарт (James Mellaart) раскопал в турецкой Анатолии обширное неолитическое поселение под холмом Чатал-Гуюк, открытое в конце 1950-х годов.

Поселение датируется 7400 годом до н. эм это один из самых ранних известных городов, здесь найдены самые ранние настенные росписи и барельефы. По убеждению работающих на этом объекте археологов, Чатал-Гуюк дает нам уникальную возможность понять, каким было начало человеческой цивилизации.

Отличительная черта построек этого поселения — отсутствие наружных дверей. Очевидно, в них заходили по лестницам с крыш. Здесь хоронили мертвых под полом на специальных платформах, рассказывает профессор Ян Ходдер (Ian [odder) из Стэнфордского университета (США), директор Стэнфордского археологического центра, продолжающий эти раскопки с 1993 года по настоящее время. В святилищах этого поселения на стенах обнаружены изображения птиц (по трактовке самого Мэллаарта — грифов или ястребов), клюющих летящих в воздухе людей. Английский археолог, раскопавший поселение, видел за этими сценами практику скармливания трупов стервятникам. Такая практика — выставление тела умершего на специальных башнях-дахмах, чтобы плоть обглодали хищные птицы и собаки, — до сих пор применяется современными зороастрийцами, живущими в Индии.

Мэллаарт был прав: на изображениях в Чатал-Гуюке показано именно пожирание трупов для очищения костей от плоти. Это подтверждает мнение исследователей, которые считают, что погребальный обряд зороастрийцев появился задолго до самого зороастризма (см. врезку «Как Заратуштра начинал говорить»). Он стал частью зороастризма, и в священном писании этого учения» Авесте, разъясняется, почему с умершими следует поступать именно так.

Согласно Авесте, Заратуштра вопросил бога; «Куда должны мы выносить тела покойников и куда должны мы их класть?» И получил ответ: «На высочайшие места, где будет наверняка признано, что есть пожирающие падаль собаки и птицы» (цит. по «Авеста в русских переводах», см. врезку «Что почитать»). Зороастрийцы (как и их предшественники) полагали: когда плоть пожрут падалыцики, душа поднимется на небо по солнечным лучам. Эта традиция — не сжигать тело, а именно оставлять его в пустынном месте, — как считает известнейший британский иранист Мэри Бойс (Магу Воусе), ведет начало примерно с середины II тыс. до н. э.

Зороастрийская «дахма» (восходящее к инд.-евр. корню *dhmbh, «хоронить») первоначально, видимо, означала просто могилу. Позже, с развитием погребального ритуала, она стала обозначать возвышенное место. В Авесте это «оголенный горный склон или пустынное каменистое место» (см: Мэри Бойс. Зороастрий-цы. Верования и обычаи). Строить в Иране башни для погребения умерших, которые имитировали «оголенное каменистое место», начали лишь при Сасанидах, во время подъема и распространения зороастризма в III—VI веках н. э. Европейцы поэтично назвали их «башнями молчания». На эти башни перешло название «дахма», но иногда так называли и просто вместилище для хранения костей.

Почему тело должно быть обглоданным? По свидетельствам индийской традиции, появившееся в начале II тыс. до н. э. представление о том, что некоторые души в загробной жизни могут достичь рая, привело, в свою очередь, к идее об облачении костей бессмертной плотью и соединении их с душой на небе.

Вероятно, именно поэтому индо-арии начали сжигать своих мертвых. Но для иранцев кремация была невозможна. С древнейших времен они поклонялись чистым стихиям (огню, земле и воде) и полагали, что их не должно осквернять соприкосновение с разлагающейся плотью. Нынешние зороастрийцы, столкнувшиеся с невозможностью использовать дахмы в современном обществе, по тем же соображениям хоронят мертвых в бетонированных склепах, в которых их кости дожидаются Дня суда, не будучи обглоданными.

Очищение костей

После обгладывания плоти собаками и птицами оставшиеся кости считались чистыми. Их следовало собрать и поместить в костехранилище-уздана, или оссуарий. Но прикасаться к трупу в любом его состоянии зороастрийцам запрещали их представления о ритуальной нечистоте. Соблюдение ритуальной чистоты и восстановление ее после осквернения играло ключевую роль в жизни древних иранцев.

Однако для совершения обряда погребения кто-то всё же должен был подготовить труп, переместить его и вообще выполнять всё, что требовалось по ритуальному обряду. Для этого существовала отдельная группа профессиональных «носильщиков трупов» — насикаша (совр. перс. — наса-салары). Эти люди до конца своих дней считались нечистыми: они должны были держаться на расстоянии не менее 30 шагов от огня и воды и не менее трех шагов от людей. Переносить тело должны были непременно два нагих мужчины. Но второго могла заменить привязанная к руке собака (см. врезку «Без собаки никуда»).

Таким образом, быть обглоданным собакой после смерти было не поношением, каку других народов, а, наоборот, большой честью. Для европейского же уха обещание отдать тело собакам звучит совершенно иначе. «Отдать псам на терзание» в славянских языках означало наказание и муку в древности — это значение сохранилось и до сих пор.

На мосту перед Митрой

Чтобы понять, какой после смерти оказалась судьба умершего человека, зороастрийцы внимательно следили за поведением собак и стервятников. Отдельно учитывалась скорость, с которой падалыцики расправлялись с телом. Чем быстрее кости выставленного на дахме человека освобождались от груза плоти, тем сильнее была вероятность того, что его благие деяния оказались более основательными, чем его же грехи, и что он проследует в рай, а не провалится в ад.

Древнее представление гласило, что «душа умершего задерживается на земле еще на три дня после смерти и только на рассвете четвертого дня, влекомая лучами восходящего солнца, поднимается наверх, чтобы предстать перед Митрой (богом огня, сопровождающим солнце. — Примеч. ред.) у моста Чинват»

На мосту, скорее всего, и происходило то, что мы называем «судом», во время которого взвешиваются добрые и злыедеяниячеловека во время жизни. Если злые дела перевешивали, душа умершего не доходила до конца моста, а вместо этого падала в пропасть.

Сам мост под «ногами» достойных душ был широким и твердым, в то время как у недостойных душ он становился ближе к концу тонким и хрупким.

Как пишет Виктория Крюкова (научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН, специалист по зороастрийской религии, один из переводчиков Авесты), при знакомстве с зороастризмом у нас появляется возможность «прикоснуться к первозданному миру, память о котором хранится в древнейших религиях». Но стоит помнить, что авестийские тексты состоят из обрывков, и полностью восстановить по ним древние обычаи почти невозможно. Вероятнее всего, настоящая обрядность была куда многообразнее.

Как Заратуштра начинал говорить

Зороастризм — одна из наиболее таинственных религий. Европейцы обычно плохо представляют себе этот комплекс верований, ставший древнейшей пророческой религией (то есть полученной от пророка), хотя само имя пророка — Заратуштра (или, в греческой традиции, Зороастр) — известно многим. Научная традиция относит время его жизни к концу VII — началу VI века до н. э., хотя по этому поводу не утихают споры. Зороастрийское священное писание известно как Авеста (несколько текстов разных периодов, один из поздних — Видевдат, «Кодекс против дэвов», I век до н. э.). Зороастризм был государственной религией трех могущественных, последовательно сменявших друг друга иранских империй с VI века до н.э. по VII век н. э. и оказал воздействие на развитие иудаизма, христианства и ислама на Ближнем Востоке, а также буддизма махаяны в Северной Индии.

Когда появились первые письменные упоминания об этой религии, она насчитывала уже немалое время своего существования. Корни ее уходят в каменный и медный век — даже в зороастризме XXI века есть элементы, восходящие к индоевропейской эпохе и дозороастрийским верованиям. Протоиндоиранцы — ветвь индоевропейской семьи, скотоводы, жившие в степях, предки иранцев и индийцев (индоариев). Они создали такую прочную религиозную традицию, что у их отдаленных потомков, индуистов и зороастрийцев, до сих пор есть общие черты в обрядах. Сравнивая наиболее архаичные элементы Авесты с религиозными эпосами Индии (особенно с Ригведой), ученым удается восстановить суть представлений древних зороастрийцев, в том числе относительно погребения умерших.

Предполагается, что протоиндоарии и протоиран-цы отделились друг от друга в начале II тыс. до н. э. Прежде они были носителями культуры, хоронившей покойников в ямах, покрытых курганами. Но незадолго до разделения у них возникли новые представления о загробной жизни, развитие которых привело к замене похоронного обряда кремацией (у индийцев) или обычаем выставлять тела для обгладывания падальщиками (у иранцев). В последнем случае душа, освобожденная от плоти, поднимается на небо, а кости собирают и хоронят в специальных хранилищах.

БЕЗ СОБАКИ НИКУДА

Священное животное очищает душу

В древнем и средневековом Иране собаку почитали как священное животное. Это второе по святости существо после человека, похоронный обряд для собаки и человека был одинаков. Более того, она превосходит человека в трех отношениях: «У нее своя обувь, своя одежда, она бодрствующая, деятельная и бдительная» (цит. по Бундахишн, ср.-перс, зо-роастрийской религиозной книге). Того, кто убивал собаку, в аду ждало суровое наказание.

Собака должна присутствовать при кончине и смотреть на умирающего (это называется «оглядывание собакой») — взгляд ее имеет очистительную силу.

Собаки участвуют и в очищении костей от плоти. Их роль в погребальном обряде — собак могли специально держать при дахме— отличается от роли птиц: те выполняют лишь функцию освобождения костей от плоти. Хотя метафора «душа—птица» встречается во многих культурах, с погребальным обрядом зороастрийцев она вряд ли связана. Зато поедание трупов собакой наделялось духовным содержанием.

Надо отметить, что зороастрий-цы относили к 10 видам собак не только овчарок, но и бобра, лису, ласку, ежа, выдру и виверру.
Кормление собаки, втом числе ритуальное, имеет в зороастризме большое значение: пища, данная собаке, предназначается для душ умерших родственников и близких; время кормления собаки — сразу после захода солнца — принадлежит фравашам (ангелам первого уровня — душам близких, курирующих душу человека свыше).

У современных зороастрийцев обычная порция собаки — хлеб, разломанный на три части (такие же три куска кладут на грудь умирающего при обряде «оглядывания собакой»). Собака должна быть накормлена первой, до того как кто-либо прикоснется к ритуально чистой пище.

ДАХМА

На пути в мир мертвых

ДАХМА (дакма) сперва означала возвышенность, на которой зороастрийцы выставляли тела умерших, чтобы хищные птицы и животные очистили кости от мягких тканей. В более позднее время для выставления тел стали строить башни, известные нам как «башни смерти», или «башни молчания».

Обычай оставлять тела мертвых в таких «башнях молчания» до сих пор сохраняется среди индийских парсов, которые в основном сейчас живут в индийском Мумбаи. В прошлом центром зороастризма был Гуджарат, куда потомки иранских зоро-астрийцев эмигрировали после мусульманского нашествия на Иран в VIII веке.

Любопытно, что вначале тело умершего помещают на платформу и держат в доме — и только потом уносят и размещают в дах-ме. После этого вокруг тела, по свидетельству Дж. Моди (Jivanji Jamshedji Modi), пальцем или гвоздем обводят круг, в который никто не может войти. Известный ученый-востоковед Борис Литвинский (цит. по: Маргарита Мейтарчиян. Погребальный обряд зороастрийцев) предложил свою интерпретацию происхождения этого пар-сийского обычая, указав на кольцевые каменные ограды курганов среднеазиатских саков. Он приводит цитату из Ригведы (Х.18,4): «Я воздвигаю это кольцо (из камней) для защиты от живущих, чтобы никто другой не мог достигнуть этого предела». Он развил идею, что и кольцевые ограды курганов, и кольца вокруг парсийского захоронения восходят к древним индоевропейским верованиям, связанным со стремлением огородить мир мертвых от мира живых.

Археологи встречают дахмы по всему ареалу распространения зороастризма в Средние века. В 2003 году ученые обнаружили дахму в Мангистауском краеведческом заповеднике (Мангышлак, Казахстан), в местности Тубеджик. Заведующий отделом археологии заповедника Андрей Астафьев рассказывает, что памятник выстроен в форме башни диаметром 10 м. Внутри постройки обнаружили круглую комнатку и скрытый вход в погребальную камеру в виде колодца-лаза. Высота внешних стен составляла около 2,5 м, и предполагают, что башня была двухступенчатой. В погребальной камере сохранились останки девяти человек.

Выражаем признательность профессору, докт. ист. наук Льву Самуиловичу Клейну за идею статьи и ценные советы.
Прикрепления: 4053341.jpg (70.8 Kb)


Отправлено с Нафаней.
 
Rebel4681Дата: Пятница, 01.02.2013, 14:41 | Сообщение # 43
Группа: Модераторы
Сообщений: 1479
Награды: 3
Репутация: 3
Статус: Offline
Цитата
у последователей Заратустры существует свое летосчисление, которое берет свое начало в 1738 году до н. э., в год, когда Заратустра обрел веру
http://cirkul.info/article/zoroastrizm Но блин, в "родных" обычных местах Зороастризма тому нет материальных свидетельств. Зато они есть у нас как раз под эту дату wink Статья с Новороссийска вот http://novomuseum.ru/publikatsii/2011-02-25-16-14-11.html . Ардвисура текущая с Хара-Березайти Авесты (или Стикс Одиссеи Гомера ) на дольменах вот:

Костехранилища Колихо, Шепси и т.д. упоминать и не надо ;
Бронзовая и серебряная собачки из дольменообразных гробниц урочища "Клады"
Цитата
В качестве археологических атрибутов, подтверждающих индоевропейскую семантику сюжета, А.Д. Резепкин отмечает найденные в гробнице 31 могильника 'Клады' фигурки двух собачек, одна из бронзы, а другая из серебра; фигурки находились у головы погребённого, у передней плиты с отверстием, соединяющим погребальную камеру со входной. А.Д. Резепкин приводит отрывок из похоронного гимна Ригведы, где говорится о двух псах, которые стерегут путь к Яме и провожают умерших к нему. Эти собаки - Шьяма (Тёмная) и Шабала (Серая) различаются мастью, так же, как различается металл, из которого изготовлены фигурки собачек в гробнице (А.Д. Резепкин, 1987. С.31-32; von Alexej D. Rezepkin, 2000. Taf. 56:13,14).
http://content.mail.ru/arch/1990/643473.html?print Ребята, которые тут пожили, скорее всего с 2000 г. до н.э. потом отсюда ушли. Куда ушли, тоже понятно. В том числе и в Трою VI, потому там и обряд похожий получился :
Цитата
Среди табличек из Богазкёйского архива были обнаружены фрагменты единой серии, в которой описывается ритуал погребения царя или царицы. Вся церемония продолжалась по меньшей мере 13 дней, а возможно, и дольше; но процедура захоронения тела завершалась уже на второй день. В ходе раскопок в 1936 году был найден хорошо сохранившийся текст с описанием обрядов второго дня. Из него с очевидностью следует, что накануне днем или ночью тело кремировали; и действительно, во фрагменте таблички с описанием обрядов первого дня присутствуют слова «огонь» и «горящий». Далее в тексте, относящемся ко второму дню, говорится:

«На второй день, как только рассветет, женщины идут [к?] уктури{19} собрать кости; они заливают огонь десятью кувшинами пива, десятью [кувшинами вина] и десятью кувшинами валхи{20}.

Серебряный кувшин весом в полмины и 20 сиклей наполняют очищенным маслом. Кости берут серебряной лаппа{21} и кладут их в очищенное масло в серебряном кувшине, затем вынимают их из очищенного масла и кладут на льняную гаццарнулли, под которой лежит «одеяние из тонкой ткани».

Собрав кости, они заворачивают их вместе с льняной тканью в «одеяние из тонкой ткани» и кладут их на стул; но если это женщина, то их кладут на скамеечку.

Вокруг уктурий, [на? в?] которых сожгли тело, они кладут 12 хлебов, а на хлебы кладут пирог с салом. Огонь уже залит пивом и вином. Перед стулом, на котором лежат кости, они ставят стол и подают горячие хлебы, <…> хлебы и <…> хлебы для преломления. Повара и «стольники» ставят блюда впереди и впереди поднимают их [sic]. И всем, кто пришел собирать кости, они подают еду, чтобы те поели.

Затем они трижды подают им питье и так же трижды они дают выпить его душе. Ни хлебов, ни музыкальных инструментов Иштар нет».

Затем «старуха» и ее «помощница» совершают какие-то магические операции, но понять, в чем состоял их смысл, не представляется возможным, так как эта часть таблички сохранилась плохо. Далее в тексте говорится:

«[Тем временем] из дворца [уже] привели двух волов и дважды по девять овец. Одного [вола и девять овец] приносят в жертву солнечной богине [земли], а одного вола и девять овец [приносят в жертву душе] усопшего. [Затем] берут кости и [уносят их] от уктурий и вносят их в его «каменный дом». В «каменном доме» во внутреннем покое расстилают постель, снимают кости со стула и кладут их на постель; светильник <…> [и?] <…> весом в <…> полусиклей с очищенным маслом помещают перед костьми; затем жертвуют душе усопшего вола и овцу».

Далее от текста сохранились только фрагменты, а описания ритуалов, которые проводились в последующие дни, так и не найдены. На восьмой, двенадцатый и тринадцатый день проводились обряды и жертвоприношения общего характера.

В 1911 году д-р Винклер обнаружил в пещере у дороги, ведущей к Язылыкая, множество больших горшков (пифосов), сложенных попарно горлышко к горлышку, а в них — несколько малых сосудов с прахом кремированных тел. Но никаких иных остатков кремации, относящихся ко 2-му тысячелетию до н. э., в местах расселения хеттов не найдено. С другой стороны, и в Алишаре, и в Богазкёе археологи обнаружили множество ингумированных останков — либо в таких же сложенных горлышко к горлышку пифосах, либо просто в могилах, вырытых в земле; в Богазкёе тела покойных обычно закапывали прямо под полом жилищ. Однако все эти останки, в том числе и обнаруженные д-ром Винклером, судя по всему, принадлежали простолюдинам, тогда как в цитированном выше тексте описывается ритуал погребения царя или царицы. Напрашивается вывод, что в этом заключалось одно из значимых культурных различий между правителем и подданными, проявившееся по меньшей мере в эпоху поздней империи (которой датируется текст с описанием ритуала). Однако это различие, по всей видимости, никак не связано с той социальной пропастью, что резче всего отделяла правящий класс от простолюдинов в период Древнехеттского царства. Ведь царей Древнего царства не кремировали, о чем ясно свидетельствуют заключительные фразы из воззвания Хаттусили I: «Омой мое тело как подобает; прижми меня к груди своей и у грудр своей погреби меня в земле».

Еще интереснее эта проблема становится при сравнении вышеописанной церемонии с обрядами погребения Патрокла и Гектора, о которых повествует «Илиада» (XXIII, 233 и XXIV, 782 и далее){22}:
ПОГРЕБЕНИЕ ПАТРОКЛА
Тою порой собиралися многие к сыну Атрея;
Топот и шум приходящих нарушили сон его краткий;
Сел Ахиллес, приподнявшись, и так говорил воеводам:
«Царь Агамемнон, и вы, предводители воинств ахейских!
Время костер угасить; вином оросите багряным
Все пространство, где пламень пылал, и на пепле костерном
Сына Менетия мы соберем драгоценные кости,
Тщательно их отделив от других; распознать же удобно.
Друг наш лежал на средине костра; но далеко другие
С краю горели, набросаны кучей, и люди и кони.
Кости в фиале златом, двойным покрывши их туком,
В гроб положите, доколе я сам не сойду к Аидесу.
Гроба над другом моим не хочу я великого видеть,
Так, лишь пристойный курган; но широкий над ним и высокий
Вы сотворите, ахеяне, вы, которые в Трое
После меня при судах мореходных останетесь живы».
Так говорил; и они покорились герою Пелиду.
Сруб угасили, багряным вином поливая пространство
Все, где пламень ходил; и обрушился пепел глубокий;
Слезы лиющие, друга любезного белые кости
В чашу златую собрали и туком двойным обложили;
Чашу под кущу внеся, пеленою тонкой покрыли;
Кругом означили место могилы и, бросив основы
Около сруба, поспешно насыпали рыхлую землю.
Свежий насыпав курган, разошлися они. Ахиллес же
Там народ удержал и, в обширном кругу посадивши,
Вынес награды подвижникам: светлые блюда, треноги;
Месков представил, и быстрых коней, и волов крепкочелых,
И красноопоясанных жен, и седое железо.
ПОГРЕБЕНИЕ ГЕКТОРА
Так говорил, — и они лошаков и волов подъяремных
Скоро в возы запрягли и пред градом немедля собрались.
Девять дней они в Трою множество леса возили;
В день же десятый, лишь, свет разливая, Денница возникла,
Вынесли храброго Гектора с горестным плачем трояне;
Сверху костра мертвеца положили и бросили пламень.
Рано, едва розоперстая вестница утра явилась,
К срубу великого Гектора начал народ собираться.
И лишь собралися все (неисчетное множество было),
Сруб угасили, багряным вином оросивши пространство
Все, цде огонь разливался пылающий; после на пепле
Белые кости героя собрали и братья и други,
Горько рыдая, обильные слезы струя по ланитам.
Прах драгоценный собравши, в ковчег золотой положили,
Тонким обвивши покровом, блистающим пурпуром свежим.
Так опустили в могилу глубокую и, заложивши,
Сверху огромными частыми камнями плотно устлали;
После курган насыпали; а около стражи сидели,
Смотря, дабы не ударила рать меднолатных данаев.
Скоро насыпав могилу, они разошлись; напоследок
Все собралися вновь и блистательный пир пировали
В доме великом Приама, любезного Зевсу владыки.
Так погребали они конеборного Гектора тело.

Черты сходства между хеттским и гомеровским ритуалами таковы: 1) тело сжигают; 2) огонь погребального костра заливают напитками; 3) кости погружают в масло или покрывают жиром («туком»);

4) кости заворачивают в лен и в тонкую ткань;

5) кости помещают в каменную усыпальницу; 6) после погребения устраивают пиршество.

С другой стороны, между двумя этими типами церемоний имеются и отличия: 1) гомеровские воины помещают кости, обернутые туком, в золотой сосуд, а в хеттском ритуале этот элемент отсутствует; 2) в хеттском ритуале кости кладут на стул или скамеечку;

3) хеттский «каменный дом» — это, по всей видимости, самостоятельная постройка, а гомеровские воины только заваливают камнями могилу, вырытую в земле;

4) хеттский ритуал включал в себя магические операции, а гомеровский — игры атлетов.

Можно было бы заключить, что в свете всех этих различий отмеченные общие черты не могут служить достаточным основанием для гипотезы о заимствовании или единой традиции. Ведь после того как тело сжигали, с костями так или иначе приходилось совершать ряд операций подобного рода. Но с другой стороны, маловероятно, чтобы хеттские цари стали использовать обычай кремации, не соприкоснувшись предварительно с народом, уже следовавшим аналогичному обычаю. И возможно, имеет смысл задуматься о том, как и при каких обстоятельствах могла произойти такая встреча.

Известно, что в микенской Греции покойников не сжигали: практику кремации греки приняли позже. Конечно, легко было бы обвинить Гомера в невольном анахронизме, но не следует торопиться с выводами. Согласно археологическим данным, в Трое VI — городе, который, по одной из гипотез, имел в виду Гомер и расцвет которого совпадает по времени с эпохой Хеттской империи, — кремация была общепринятым способом захоронения, и не исключено, что ахейские герои заимствовали эту практику у троянцев как удобный способ погребения покойных на чужой земле. В любом случае сам факт того, что кремация практиковалась в Трое VI, указывает на источник, из которого хетты могли ее заимствовать, и в то же время до некоторой степени обосновывает гомеровское описание этого обряда.
http://historylib.org/history....33

Добавлено (01.02.2013, 14:41)
---------------------------------------------
А потом и получается, что у троянских греков души умерших и вход в Аид находятся на Кавказе!!! И Стикс течет там же. (Гомер, Одиссея, песнь 10,11) :
- Богорожденный герой Лаэртид, Одиссей хитроумный!
Не беспокойся о том, кто вас через море проводит. {505}
Мачту только поставь, распусти паруса и спокойно
Можешь сидеть. Дуновенье Борея корабль понесет ваш.
Переплывешь наконец теченья реки Океана.
Берег там низкий увидишь, на нем Персефонина роща
Из тополей чернолистных и ветел, теряющих семя. {510}
Близ Океана глубокопучинного судно оставив,
Сам ты к затхлому царству Аидову шаг свой направишь.
Там впадает Пирифлегетон в Ахеронтовы воды
Вместе с Коцитом, а он рукавом ведь является Стикса.
Соединяются возле скалы два ревущих потока. {515}
Слушай с вниманьем: как только туда ты, герой, доберешься,
Выкопай яму, чтоб в локоть была шириной и длиною,
И на краю ее всем мертвецам соверши возлиянье -
Раньше медовым напитком, потом вином медосладким
И напоследок - водой. И ячной посыпь все мукою.
{520}
Главам бессильным умерших мольбу принеси с обещаньем,
В дом свой вернувшись, корову бесплодную, лучшую в стаде,
В жертву принесть им и много в костер драгоценностей бросить.
Старцу ж Тиресию - в жертву принесть одному лишь, отдельно,
Черного сплошь, наиболе прекрасного в стаде барана. {525}
Славное племя умерших молитвой почтивши, овцу ты
Черную вместе с бараном над ямою в жертву зарежь им,
Поворотив их к Эребу и в сторону сам отвернувшись
По направленью к теченьям реки Океана. Тотчас же
Множество явится душ мертвецов, распрощавшихся с жизнью. {530}
Ты немедля тогда товарищам дай приказанье,
Чтобы тот скот, что лежит там, зарезанный гибельной медью,
Шкуры содравши, сожгли и молитвы свои вознесли бы
Мощному богу Аиду и Персефонее ужасной.
Сам же вытащи меч медноострый и, севши у ямы, {535}
Не позволяй ни одной из бессильных теней приближаться
К крови, покуда ответа не даст на вопросы Тиресий.
Явится он пред тобой, повелитель народов, немедля.
Все он тебе про дорогу расскажет, и будет ли долог
Путь к возвращенью домой по обильному рыбами морю. - {540}
Песнь 11:
Мы наконец Океан переплыли глубоко текущий.
Там страна и город мужей коммерийских. Всегдашний
Сумрак там и туман. Никогда светоносное солнце {15}
Не освещает лучами людей, населяющих край тот,
Землю ль оно покидает, вступая на звездное небо,
Или спускается с неба, к земле направляясь обратно.
Ночь зловещая племя бессчастных людей окружает.
К берегу там мы пристали и, взявши овцу и барана, {20}
Двинулись вдоль по теченью реки Океана, покуда
К месту тому не пришли, о котором сказала Цирцея.

Жертвенный скот я держать Тримеду велел с Еврилохом,
Сам же, медный отточенный меч свой извлекши из ножен,
Выкопал яму. Была шириной и длиной она в локоть. {25}
Всем мертвецам возлиянье свершил я над этою ямой -
Раньше медовым напитком, потом - вином медосладким
И напоследок - водой. И ячной посыпал мукою.
Главам бессильных умерших молитву вознес я с обетом,
В дом свой вернувшись, корову бесплодную, лучшую в стаде, {30}
В жертву принесть им и много в костер драгоценностей бросить,
Старцу ж Тиресию - в жертву принесть одному лишь, отдельно,
Черного сплошь, наиболе прекрасного в стаде барана.
Давши обет и почтивши молитвами племя умерших,
Взял я барана с овцой и над самою ямой зарезал. {35}
Черная кровь полилась. Покинувши недра Эреба,
К яме слетелися души людей, распрощавшихся с жизнью.
Женщины, юноши, старцы, немало видавшие горя,
Нежные девушки, горе познавшие только впервые,
Множество павших в жестоких сраженьях мужей, в нанесенных {40}
Острыми копьями ранах, в пробитых кровавых доспехах.
Все это множество мертвых слетелось на кровь отовсюду
С криком чудовищным. Бледный объял меня ужас. Тотчас же
Я приказание бывшим со мною товарищам отдал,
Что б со скота, что лежал зарезанный гибельной медью, {45}
Шкуры содрали, а туши сожгли, и молились бы жарко
Мощному богу Аиду и Персефонее ужасной.
Сам же я, вытащив меч медноострый и севши у ямы,
Не позволял ни одной из бессильных теней приближаться
К крови, покуда ответа не дал на вопросы Тиресий. {50}
http://www.magister.msk.ru/library/babilon/greek/homer/homerr34.htm
http://www.magister.msk.ru/library/babilon/greek/homer/homerr35.htm
Кстати, поскольку есть "скала", то Стикс явно не протекал на Тамани (где обычно его помещают) http://mijivem.narod.ru/ftaman01.htm , а уже юго-юго-восточнее. Но факт в другом, - какого фига троянским грекам помещать своих предков тут? Только с того, что они тут раньше жили и тут их могилы. Обряд вызывания душ мёртвых чрезвычайно похож, на то, что мы обнаружили в Шепси - подобная небольшая ямка с приношениями в горшках и другими предметами рядом с дольменообразным ящиком - костехранилищем. Впрочем, эта ямка могла быть и тризной.

Прикрепления: 0780358.jpg (71.9 Kb)


«Археология занимается фактами. Не правдой. Забудьте все, что себе напридумывали о затерянных городах, экзотических путешествиях и откапывании мира.»
© Индиана Джонс
 
Rebel4681Дата: Пятница, 01.02.2013, 15:00 | Сообщение # 44
Группа: Модераторы
Сообщений: 1479
Награды: 3
Репутация: 3
Статус: Offline
Но собаки и были позже:

Добавлено (01.02.2013, 15:00)
---------------------------------------------
Но в Трое обгладывание костей собаками считалось не айс:
"Радуйся, храбрый Патрокл, и в Аидовом радуйся доме!
180 Все для тебя совершаю я, что совершить обрекался:
Пленных двенадцать юношей, Трои сынов знаменитых,
Всех с тобою огонь истребит; но Приамова сына,
Гектора, нет! не огню на пожрание - псам я оставлю! "

Так угрожал он; но к мертвому Гектору псы не касались:
185 Их от него удаляла и денно и нощно Киприда;

Прикрепления: 0012347.jpg (78.0 Kb)


«Археология занимается фактами. Не правдой. Забудьте все, что себе напридумывали о затерянных городах, экзотических путешествиях и откапывании мира.»
© Индиана Джонс
 
Rebel4681Дата: Пятница, 01.02.2013, 15:15 | Сообщение # 45
Группа: Модераторы
Сообщений: 1479
Награды: 3
Репутация: 3
Статус: Offline
И вообще, ничего не напоминает? ))) :

Средняя элладская каменная могила (по Уэйсу и Штуббингу)
"В шлимановском круге погребений (сегодня известном как А) находилось шесть подобных могил, в каждой обнаружили от двух до пяти скелетов. Только в могиле II был один погребенный. Внутри круга находилось несколько ямных погребений меньшего размера."

Добавлено (01.02.2013, 15:15)
---------------------------------------------
Ps. Эти гробнички найдены в Микенах и датируются началом-серединой второго тыс до н.э., как и у нас.

Прикрепления: 0070778.png (38.3 Kb)


«Археология занимается фактами. Не правдой. Забудьте все, что себе напридумывали о затерянных городах, экзотических путешествиях и откапывании мира.»
© Индиана Джонс
 
Форум » Дольмены Кавказа » Дольмены с точки зрения науки » Цербер (О собаках и мегалитах)
Поиск:

Яндекс.Метрика